Тромбоз путешественников: как не стать жертвой долгой дороги

Тромбоз в путешествии

Тромбоз путешественников — что это?

Тромбоз путешественников — это опасное состояние, при котором в венах ног образуются тромбы из-за длительного сидения в дороге или в полёте. Такие ситуации часто возникают во время длительных перелётов, автобусных и автомобильных поездок. Особенно важна профилактика для людей с варикозом, склонностью к отёкам и сидячей работой.

Разберёмся, почему это происходит, кого касается и как защитить себя, если вы планируете длительную поездку — в самолёте, поезде, автобусе или машине.

Почему возникает тромбоз путешественников?

При длительном сидении (более 4 часов), особенно в тесной позе, венозный отток замедляется. Кровь застаивается, и при наличии других факторов — варикоза, обезвоживания, склонности к тромбообразованию — может возникнуть тромб.

Иногда тромб отрывается и попадает в лёгочную артерию, вызывая тромбоэмболию лёгочной артерии (ТЭЛА) — опасное для жизни осложнение.

Часто можно услышать вопросы о влиянии именно перелетов на вены и образование тромбов. Забегая вперед, хочется сказать, что поездки на машине, в сидячем вагоне поезда или электрички также несут риск образования тромбозов. Но в самолетах есть одна особенность.

Какая связь между давлением в салоне самолёта и риском венозного тромбоза?

Внутри кабины самолёта во время полёта поддерживается внутреннее давление, эквивалентное высоте 1800–2400 м над уровнем моря (около 75–80 кПа, в отличие от нормальных 101 кПа на уровне моря). Это называется кабинная герметизация (cabin pressurization). Это влияет на организм следующим образом:

  • Снижается насыщение кислородом: сатурация может упасть до 85–89%, особенно у людей с хроническими заболеваниями.
  • Сухой воздух: влажность ~10–20% приводит к потере жидкости и сгущению крови.
  • Гиподинамия и гипоксия: повышают риск образования тромбов при перелётах

Важно: Повышенный риск тромбозов возникает и при длительных наземных поездках — на автобусе, поезде, автомобиле, так как продолжает действовать фактор длительной неподвижности.

Общие механизмы образования тромбов во время поездок

Индексируемый аккордеон
Читать подробный механизм

КЛАССИКА: ТРИАДА ВИРХОВА

Ключ к пониманию патогенеза тромбоза — триада Вирхова:

  1. Застой крови (венозный стаз)
  2. Повреждение эндотелия
  3. Гиперкоагуляция (повышенная свертываемость)

1. Венозный стаз и механические факторы

Патофизиология венозного тромбоза в дороге:

  • При длительном сидении в тесном кресле возникает сгибание тазобедренного и коленного суставов, что сдавливает бедренную и подколенную вены.
  • Отсутствие мышечной активности ➝ снижение работы «мышечной помпы».
  • Замедление тока крови ➝ локальное сгущение крови и замедление оттока ➝ создание условий для осаждения фибрина и тромбообразования.

2. Повреждение эндотелия

Хотя прямое механическое повреждение сосудов при перелётах маловероятно, эндотелий реагирует на гипоксию и стресс:

  • Гипобарическая гипоксия (уменьшение парциального давления O₂ на высоте) ➝
  • Активация эндотелия ➝
  • Повышение экспрессии адгезионных молекул (VCAM-1, ICAM-1, E-selectin) ➝
  • Притяжение и активация лейкоцитов и тромбоцитов.

Также активируются пути, связанные с:

  • NF-κB (ядерный фактор каппа-би), который индуцирует провоспалительные цитокины (TNF-α, IL-6, IL-1β).
  • Tissue Factor (TF) — главный триггер внешнего пути коагуляции, экспрессируемый активированными моноцитами и эндотелием.

3. Гиперкоагуляция и биохимические каскады

Во время длительной иммобилизации и в условиях гипоксии происходят сдвиги в гемостазе в сторону прокоагуляции.

Основные молекулярные сдвиги:

  • Увеличение уровней фактора VIII, фибриногена, vWF (фактора Виллебранда).
  • Увеличение тромбиновой активности, снижение антитромбина III.
  • Подавление фибринолиза:
    • Увеличение PAI-1, что угнетает образование плазмина.
    • Уменьшение активности tPA.

Эти изменения приводят к:

  • Формированию фибринового сгустка.
  • Снижению способности организма растворить тромб.

4. Роль тромбоцитов

  • Активация тромбоцитов через коллаген и тромбин.
  • Высвобождение ADP, тромбоксана A2, серотонина.
  • Активация GPIIb/IIIa-рецепторов ➝ агрегация тромбоцитов.
  • Поддержка образования тромбоцитарно-фибринового сгустка.

5. Дополнительные факторы, увеличивающие риск тромбоза при перелетах

  • Обезвоживание ➝ увеличение гематокрита и вязкости крови.
  • Алкоголь и кофеин ➝ диурез ➝ дальнейшее сгущение крови.
  • Стресс и активация симпатоадреналовой системы ➝ сосудосуживающий эффект ➝ снижение венозного возврата.

6. Генетическая предрасположенность

Перелёт может быть спусковым механизмом для носителей тромбофилий:

  • Мутация Leiden (фактор V)
  • Протромбин G20210A
  • Дефицит протеина C, S, антитромбина III

Подтверждающие биомаркеры (в исследованиях):

  • Повышение D-димера после перелёта (особенно у пожилых).
  • Повышение TAT-комплексов (тромбин-антитромбин).
  • Повышение P-селектина как маркера активации тромбоцитов и эндотелия.

Кто из пассажиров в группе риска тромбоза?

  • Пациенты с варикозной болезнью и хронической венозной недостаточностью
  • Беременные, женщины на гормональной терапии или принимающие контрацептивы (препараты женских половых гормонов)
  • Люди после недавних операций, травм
  • Старше 60 лет
  • Пациенты с онкологией
  • Курящие
  • Люди с избыточным весом
  • С генетической предрасположенностью к тромбозам (тромбофилии)
  • Пассажиры с сидячими местами

Как проявляется тромбоз?

Тромбоз глубоких вен:

  • Отёк одной ноги
  • Чувство тяжести, боли, распирания
  • Покраснение, синюшность, нагрев кожи

Тромбоэмболия лёгочной артерии:

  • Внезапная одышка
  • Боль в груди
  • Учащённый пульс, головокружение
  • Кашель, возможна кровь
  • Обморок, резкое падение давления

Как защитить себя от тромбоза в дороге?

  • Вставайте и разминайтесь каждые 45 минут
  • Двигайте стопами: вращения, подъёмы, перекаты
  • Пейте воду, избегайте алкоголя и снотворных
  • Используйте компрессионные гольфы (при отсутствии противопоказаний)
  • При высоком риске — обсудите приём антикоагулянтов с врачом

Что говорят научные исследования про тромбоз путешественников?

Согласно исследованию Scurr et al. (Lancet, 2001) и Lippi et al. (2015):

  • Риск тромбоза возрастает уже после 4–6 часов сидения
  • Независим от типа транспорта — важна длительность и обездвиженность
  • Пониженное давление и сухой воздух усиливают свёртываемость

Часто задаваемые вопросы пациентов в связи с поездками

Аспирин помогает?
Нет. Он неэффективен против венозных тромбов — только назначенные врачом антикоагулянты.

Если был тромбоз — можно летать?
Можно, но только после консультации с врачом. Возможно, понадобится профилактика.

Компрессионный трикотаж — неудобно?
Современные модели комфортны и подходят даже под деловую одежду. К трикотажу нужно относиться как к лекарству и покупать только качественные изделия. Качественные изделия стоят недешево, но зато они более комфортны и лучше дышат. Дешевые изделия после первых пробных использований «улетают» в шкаф на долгие годы.

Когда нужно обратиться к флебологу?

  • Вы планируете поездку длительностью более 4 ч
  • Есть варикоз или хроническая венозная недостаточность
  • Был тромбоз или ТЭЛА в прошлом
  • Нужен подбор компрессионного трикотажа перед полетом
  • У ближайших родственников (1 линия родства) были тромбозы
  • Диагностированная тромбофилия
  • Недавно выполненная операция
  • Беременность
  • Недавно назначенные препараты женских половых гормонов

Не откладывайте заботу о венах. Профилактика тромбоза в путешествии — это простые шаги, которые могут сохранить здоровье и даже жизнь.

Запишитесь на консультацию флеболога перед поездкой — особенно если у вас есть варикоз или были проблемы с венами.


Об авторе

Добавить комментарий